Космодром Байконур

Космодром БайконурОтсюда стартовали первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, первый в мире спутник, первый в мире лунник, первый космонавт Земли Ю.Л. Гагарин, первые автоматические межпланетные станции к планетам Марс и Венера...
Он назывался в разное время по-разному: Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны, Казалинский полигон, полигон Тюра-Там, Южный полигон, Государственный испытательный космодром №5, но стал наиболее известен, как космодром Байконур.
Космодром Байконур - первый и самый большой космодром в мире - был создан, изначально, в качестве полигона Тюра-Там (Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны СССР - НИИП-5 МО) для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.


Космодром Байконур
Упрощенная схема космодрома Байконур.

К месту расположения полигона предъявлялись очень высокие требования. Вот некоторые из них:
• Он должен был иметь испытательную трассу полета ракеты длиной 8000 км, расположенную на территории Советского Союза с двумя полями падения для отделяющейся первой ступени и для головной части ракеты.
• Вблизи трассы не должно быть крупных населенных пунктов - на случай аварийных ситуаций.
• Отчуждение земельных участков для сооружений полигона не должно было наносить существенного ущерба народному хозяйству.
• Должна была быть обеспечена секретность подготовки и работы средств полигона.
• Должны были быть условия для размещения людей и инфраструктура.
В результате первоначальной подготовки было обследовано несколько возможных мест его размещения, в том числе на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, в Прикаспии.
12 февраля 1955 года вышло правительственное постановление о создании нового полигона в районе разъезда Тюра-Там (Тюратам, в переводе с казахского «Священное место», по месту захоронения святого) в Кзыл-Ордынской области Казахстана.
Его пустынность, обеспечивавшая минимальный ущерб народному хозяйству, безопасность и секретность проведения запусков и испытаний ракет, стала несомненным плюсом при выборе места.
Разъезд Тюра-Там возник в 1901 году при строительстве англичанами для российского царского правительства железной дороги Москва - Средняя Азия. Близость реки Сырдарьи обеспечивала заправку паровозов водой, для чего была построена водокачка на Сырдарье и водопровод к водонапорной башне на разъезде, где находились 3 одноэтажных кирпичных станционных домика и несколько глинобитных строений для работников водокачки, сганции и сменных паровозных бригад.
В 1954 году здесь насчитывалось несколько десятков жителей.
Пассажирские поезда здесь не останавливались до 1957 года, когда были разрешены одноминутные остановки.
Скорые поезда стали останавливаться позже.
Наличие железнодорожной магистрали Москва-Ташкент, разобранной узкоколейки от Тюра-Тама к месту будущего старта и наличие большой реки, были также большими достоинствами.

Космодром Байконур
Так начинался Байконур. Первые палатки на берегу Сырдарьи. 1955 год.

Однако были и определенные минусы.
Трассу длиной 8 тысяч километров в границах СССР все же не удалось уместить, и при стрельбе на максимальную дальность необходимо было использовать как место падения головной части ракет Тихий океан.
К тому же кругом была почти голая пустыня, оживляемая растительностью только весной, вдобавок этот район является одним из трех мировых центров эпидемий, где природная чума и холера, носителями которой являются многочисленные полчища мелких грызунов (суслики, песчанки и другие).
Экстремальные природные условия - летом жара до 45 градусов в тени, зимой морозы более 30 градусов, всё это дополненное ураганными веграми и свирепыми пыльными бурями.
Из воспоминаний первого начальника космодрома Байконур фронтовика генерал-лейтенанта А.И. Нестеренко о первых днях пребывания на Байконуре:
«Первое впечатление было удручающее - степь, такыры, солончаки, пески, колючки и ветер, иногда переходящий в песчаную бурю, бесчисленное множество сусликов и ни одного дерева.»3
Многие из прибывших туда для прохождения службы офицеров говорили, что «вряд ли в целом мире найдется место более чуждое для человеческой жизни, чем эта бескрайняя степь, кишащая змеями, черепахами, скорпионами и сусликами...»3
Интересна реакция С.П. Королева на сетования таких пессимистов:
«Все вы ужасные прозаики.
И как эту прозу выбить из вас, ума нс приложу.
Где найдешь еще такой благодатный уголок для будущих космических пусков, где свыше трехсот дней в году лазурно- ясное небо, а ночью из глубины Вселенной на тебя смотрят мириады звезд?
Да ты представляешь, что здесь развернется!»3
Также отсутствовали жилье, связь, электроэнергия, сеть дорог.
Все это предстояло построить...
За короткий период с конца марта до начала июня 1955 года в голой и раскаленной летом пустыне были сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более 3 тысяч человек. Начальником строительства был назначен полковник Г.М. Шубников.
Ответственность за создание космодрома на уровне высшего руководства СССР была возложена на маршала артиллерии М.И. Неделина.
Научное направление космодрома возглавил А.А. Васильев, опытно-испытательное - А.И. Носов, службу анализа испытаний - В.А. Боков, общее руководство и координацию всех служб - А.М. Войтенко, материально-техническое обеспечение - Н.Н. Васильев.
Полигон территориально должен был делиться на два района:
• 1-й район старта, обеспечения контроля и управления на активном участке полета межконтинентальной баллистической ракеты МБР;
• 2-й район - падения головной части (ГЧ), второй ступени МБР и обеспечения контроля ГЧ на нисходящем и атмосферном участке траектории полета.
Первый район располагался в Казахстане и получил условное наименование по легенде «Тайга» (позже «Тундра»)
Он состоял из:
• пристартового района (технические сооружения и жилой городок),
• базы падения отделяющейся первой ступени в 800 км от старта по трассе полета,
• двух РУПов (пункт радиоуправления ракетой) в 250 км справа и слева от стартовой позиции перпендикулярно трассе полета,
• 9-ти измерительных пунктов (ИПов), располагавшихся слева и справа от трассы полета вдоль нее на расстоянии до 800 км и на удалении от трассы до 200 км.
Второй район располагался на расстоянии более 6300 км от старта на полуострове Камчатка и получил условное наименование «Кама» (позднее «Кура»).
Он состоял из:
• базы падения (технический и жилой городок в Ключах),
• боевого поля (квадрата падения головных частей),
• поля падения остатков последней ступени (эллипса рассеяния падающих обломков ступени после разрушения в атмосфере)
• шести ИПов, образующих два треугольника (внешний и внутренний) вокруг боевого поля на расстояниях от 35 до 120 км от его центра.
До октября 1956 года были построены:
• стартовая и техническая позиции для испытаний ракеты Р-7,
• два пункта радиоуправления,
• девять измерительных пунктов в районе активного участка траектории и 6 в районе квадрата падения ГЧ (головной части ракет),
• радиопередающий и радиоприемный центры,
• линии правительственной, дальней и внутриполигонной связи,
• шоссейная и железная дороги,
• водовод,
• высоковольтная и телефонная линии к старту и МИКу (монтажно-испытательному комплексу),
• три жилых городка в стартовом районе, один на базе падения и 12 на ИПах (измерительных пунктах).

космодром Байконур
Строительство сооружения 1 площадки 2 - старта ракеты Р-7. 1956 год.

В 1958 году была построена специальная техническая позиции для испытаний головных частей.
Организационно-штатная структура нового полигона была определена 2 июня 1955 года директивой Генерального штаба, начальником полигона был назначен гвардии генерал-лейтенант А. И. Нестеренко.
В последующем начальниками полигона были генералы:
• Герчик К. В.(с 2.07.1958),
• Захаров А. Г. (с 5.05.1961),
• Курушин А. А. (с 12.03.1965),
• Фадеев В. И. (с 26.02.1973),
• Сергунин Ю. Н. (с 8.08.1978),
• Жуков Ю. А. (с 14.03.1983),
• Крыжко А. Л. (со 2.01.1989),
• Шумилин А. А. (с 4.09.1992),
• Баранов Л. Т. (с 5.10.1997),
• Майданович О. В. (с 2007 г.).
Наиболее срочно формировали базу падения на Камчатке, личный состав и техника которой в августе 1955 года были отправлены на Камчатку для следования по железной дороге и морем, чтобы успеть перебазироваться до конца навигации.
Им вместе со строителями пришлось создавать объекты базы падения в безлюдных районах Камчатки в преддверии наступающей зимы.
На 25 марта 1957 года в составе полигона находилось 1032 офицера, 297 сержантов и 2439 солдат.
С 15 мая 1957 года в 18:50 на полигоне начались испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Космодром Байконур
Вывоз ракеты Р-7 на транспортно-установочном устройстве из МИКа-2 (монтажно-испытательного комплекса) на старт.
На заднем плане: старт с диверторами и разведенными фермами.

Космодром Байконур
Установка ракеты Р-7 в стартовое сооружение. Общий вид первого старта.
Справа: мачта освещения и грозозащиты (дивертор)

Космодром Байконур
Зажигание

Космодром Байконур
Стартует ракета Р-7.

21 августа 1957 года с этого же старта ушла вторая многоступенчатая ракета Р-7, которая стала основной для осуществления космических программ на ближайшие десятилетия, - знаменитая «семерка».
Но даже после двух исторических пусков Байконур формально, да и фактически, еще не стал космодромом...
Рождение Байконура как космодрома состоялось и было признано всем миром 4 октября 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ).
В дальнейшем проводились испытания и были приняты на вооружение ракеты Р-16, Р-9, а также проведены запуски многих космических аппаратов.

Космодром Байконур
Первый космический старт Земли (ПУ-1, сооружение I площадки 2 Байконура. «Гагаринский старт»).
Отсюда стартовали первые в мире:
1. МБР - 15 мая 1957 года;
2. МБР - 21 августа 1957 года (успешно);
3. ИСЗ - 04 октября 1957 года;
4. ИПС - 02 января 1959 года «Луна-1» («Мечта»);
5. Первый перелёт Земля - Луна 12-14 сентября 1959 года «Луна-2»;
6. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин 12 апреля 1961 года.

Космодром Байконур
Измерительный Пункт -1. В центре трехэтажное здание телеметрии комплекса «Энергия-Буран».
В левом нижнем углу две старые башни КТС и КТ-50, новое оптическое здание с двумя башнями.
За ним старое здание СЕВ и два старых здания телеметрии в створе.
ИП оснащен для работы по всем МБР, PH и КА ближнего космоса. 1987 год.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля «Восток-1» (ракета-носитель 8К72К) с первым на Земле человеком на борту - космонавтом Ю.А. Гагариным.
В 1965-1970 годах с Байконура было запущено 19 типов и модификаций ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет, из них 395 МБР и 238 PH. На указанных ракетах-носителях были запущены 33 типа и модификации космических аппаратов.
В 1971-1975 годах Байконур произвел 378 пусков: 133 PH и 245 МБР 18-ти типов и модификаций.
За годы, прошедшие после 1975 года, на полигоне были испытаны новые поколения жидкостных МБР, как легкого, так и тяжелого классов, с различными ГЧ, ставшие основой стратегической военной мощи СССР и обеспечившие стратегический паритет с Соединенными Штатами Америки.
Два пуска PH «Энергия» стали апогеем расцвета Байконура, технической и научной мощи СССР.
Для пусков на Байконуре был построен колоссальный технический комплекс стоимостью более 800 млн. рублей с использованием части сооружений, оставшихся от лунной программы Н1-ЛЗ.

Космодром Байконур
Трасса полета МБР Р-7 на полигонную дальность.
Трассы спутника и лунника несколько смещены к западу.
Эта трасса оставалась единственной для запуска МБР и PH с КА до 1964 года, когда появились другие трассы

На Байконуре за все годы существования были запущены и испытаны 45 основных типов ракет и их модификаций, 142 основных типа космических аппаратов и их модификаций (из них 34 типа автоматических межпланетных станций и их модификаций).
Байконур - это самое настоящее государство в государстве со своей промышленностью, сельским хозяйством, инфрасгруктурой, наукой, культурой, бытом. Его стартовый район раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток.
Общая численность населения в Ленинске (ныне Байконур) и жилых городках площадок колебалась в зависимости от выполняемых работ от 120 до 150 тысяч человек. Помимо стартового района к космодрому относились ИПы, расположенные на расстоянии до 1700 км по трассе полета ракет на территории Казахстана и России, а также 22 поля падения отработавших ступеней ракет общей площадью 4,8 млн. га, выведенных из обращения земель.

космодром Байконур

На Байконуре за все годы были посгроены и введены в строй 82 стартовые позиции МБР и PH, 18 монтажно-испытательных комплекса (34 технических комплекса), 32 жилых городка, 24 ИПа и РУПа, 3 вычислительных центра, 2 подвижных автомобильных, 1 железнодорожный, 4 самолетных измерительных пункта, 4 базы падения, 3 кислородно-азотных завода, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных площадок, 1 ТЭЦ (до 80 МВт), 1 газотурбинная электростанция (72 МВт), 2 энергопоезда, метеостанция, ионосферная станция.
На Байконуре имеется развитая сеть собственных железных дорог протяженностью 500 км с 26 - ю станциями и автомобильных дорог (1200 км), магистральных водоводов (1300 км), канализации и отопления, кабельных широкополосных и узкополосных, а также радиорелейных и спутниковых каналов связи.
Имеегся сегь узлов проводной связи, радиоприемных и радиопередающих центров, развитая сеть энергоснабжения с 2-мя головными понизительными подстанциями при более 50-ти высоковольтных подстанциях.
Байконур имеет собственный железнодорожный, автомобильный и авиатранспорт.
Для материально-технического обеспечения и социально-культурных нужд Байконур имел: склады всех видов снабжения, собственный совхоз, 2-3 хлебозавода, молокозавод, пивзавод, мясокомбинат, сеть магазинов, ресторанов, столовых, кафе, водозаборные и водоочистные сооружения, поликлиники, один из 3-х крупнейших в стране госпиталей.
Социально-культурные нужды обеспечивали: 3 Дома культуры, 3 кинотеатра, стадион, зимний стадион, закрытый плавательный бассейн, 2 музыкальных школы, 13 общеобразовательных школ, школа-лицей с республиканской космической школой, Дворец пионеров, филиал Московского авиационного института, электрорадиотехникум связи, ПТУ, медицинское училище, телецентр, крупнейший узел связи, почтамт, газета, бани, пляжи и другие заведения.
Запуск любого спутника с Байконура обходится дешевле, чем с других космодромов ciраны, благодаря его большей близости к экватору. Отсюда выгоднее запускать спутники на стационарную орбиту и безопаснее проводить запуски пилотируемых космических кораблей.
Пустынная местность обеспечивает наибольшую безопасность запусков и минимальный ущерб природе.
В настоящее время на космодроме Байконуре создано и функционирует несколько десятков технических и стартовых комплексов, предназначенных для сборки и подготовки пусков ракет-носителей типа «Союз», «Протон», «Циклон», «Зенит», «Энергия» с различными космическими объектами.
В 1994 году космодром с городом Ленинск передан Казахстаном в аренду России до 2050 года.

Источники информации:
1. Порошков «Ракетно-космический подвиг Байконура»
2. Уманский «Ракеты-носители. Космодромы»
3. Стромский «Космические порты мира»
4. Энциклопедия «Космонавтика»
5. сайт Википедия


ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:





НОВОСТИ С САЙТОВ НАШИХ ДРУЗЕЙ:

СССР: Гараж особого назначения

СССР: Гараж особого назначения

В 1921 году было организовано новое специальное предприятие – Гараж особого назначения (ГОН) Перейти...

Как делаются сумочки из рептилий

Как делаются сумочки из рептилий

Фоторепортаж. Вот так снимается кожа с рептилий для изготовления шикарных дорогостоящих сумочек для богатых модниц. Перейти...

Энциклопедия наград: Орден Белого Слона

Энциклопедия наград: Орден Белого Слона

В 1861 г. король Таиланда Рама IV учредил первый сиамский орден — Белого слона, который до сих пор сохранил свое Перейти...

Аномальное: Совращают инкубы и суккубы

Инкубы и суккубы

«Дьяволы в облике женщин [суккубы] отдаются мужчинам и получают их семя; с помощью искусного мастерства Перейти...