Гагарин Юрий Алексеевич

ГагаринГагарин Юрий Алексеевич (9 марта 1934 года, деревня Клушино, Гжатского района, Смоленской области - 27 марта 1968 года, деревня Новоселово, Киржачского района, Владимирской области) первый в мире человек, официально совершивший космический полет, летчик - космонавт СССР, полковник.
Отец Юрия Алексеевича - Алексей Иванович, был сыном смоленского крестьянина-бедняка, имел всего два класса церковноприходской школы, но был человеком любознательным и многого добился путём самообразования.
Мама Юрия Алексеевича - Анна Тимофеевна, была дочерью рабочего человека, ее отец был сверловщиком на Путиловском заводе в Петрограде. В молодости она не смогла получить образования, однако она много читала и многое знала и, по признанию Юрия Алексеевича, могла правильно ответить на любой вопрос своих детей.
В 1949 году Юрий Алексеевич поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10, которое окончил с отличием в 1951 году по специальности «формовщик - литейщик».
В 1951 году поступил в Саратовский индустриальный техникум, а в 1954 году - в Саратовский аэроклуб, которые окончил в 1955 году.

В этом же году Гагарин поступил в 1-ое Чкаловское военно - авиационное училище летчиков, которое окончил по первому разряду в 1957 году.
С 1957 по 1960 год проходил службу в истребительном авиационном полку Северного флота.
В 1959 году Юрий Алексеевич подал рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты, а в 1960 году был направлен в Москву, где начал занятия в отряде космонавтов.

Родители Юрия Гагарина

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества официальный космический полет на корабле «Восток», за 108 минут облетел Землю и благополучно приземлился в окрестностях деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.
Всенародное ликование 12 апреля 1961 года сравнивают по масштабности происходившего с Днем Победы 9 мая 1945 года.
Сообщение о полете в космос никому до этого неизвестного майора Гагарина для жителей Земли было полной неожиданностью и вызвало ликование во всем мире.
Москвичи вышли на улицы, заполнили Красную площадь, улыбались, несли самодельные плакаты: «Все в космос!».
Торжествовала вся страна!
ГагаринПолет первого человека в космос, успех советской науки и техники явились стимулом морального объединения всех слоев общества.
«Хрущевская оттепель» уже шла на убыль, давало себя чувствовать идеологическое давление «холодной войны», а полет Гагарина снова вселил надежды на светлое будущее.
14 апреля 1961 года на Красной площади в Москве состоялась торжественная встреча первого советского космонавта, на которой Юрию Алекcеевичу были вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза.
В мае 1961 года Гагарин был назначен командиром отряда советских космонавтов.
Почти целый год после полета Юрий Гагарин путешествовал по всему миру. Нагрузка славой — физическая, моральная, нравственная — была на пределе человеческой выносливости, однако Юрий Алексеевич Гагарин все это выдержал с честью.
За все время визитов Гагарина в десятки стран и сотни городов мира не было ни единого повода для каких-либо упреков в адрес первого человека Земли, взглянувшего на нее из космоса.
В первый же послеполетный год Гагарин побывал в Чехословакии, Финляндии, Англии, Исландии, Бразилии, Канаде, Венгрии, Франции, Индии, Афганистане, на Кубе и Цейлоне. И это не считая встреч и поездок по своей стране.
Юрий Гагарин ради славы Родины работал на Земле буквально «на износ»3...
В сентябре 1961 года Юрий Гагарин поступает в Военно - воздушную инженерную академию имени Жуковского.
В 1962 году Юрий Алексеевич избирается депутатом Верховного Совета СССР, членом Центрального Комитета ВЛКСМ и президентом общества советско - кубинской дружбы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в ознаменование полета Юрия Гагарина был установлен День космонавтики — 12 апреля. В зале Кремлевского Дворца съездов проходило торжественное собрание, посвященное первой годовщине полета, на котором с речью выступил Юрий Алексеевич Гагарин.
В 1964 году Юрий Алексеевич назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, где включился в активную деятельность по подготовке к полетам своих товарищей. Сам он в июне 1966 года начал изучение проекта «Союз» и подготовку к полетам на будущих кораблях.
ГагаринПеред каждым пилотируемым пуском Юрин Гагарин прилетал на полигон, провожал в полет своих товарищей. Он вел связь по «Заре» после выхода кораблей на орбиту, а позывной «Кедр» сохранился за ним и на Земле.
Полет Юрия Гагарина явился сильнейшим стимулом для развития американских пилотируемых программ, увенчавшихся экспедициями на Луну.
В 1966 году Юрий Гагарин был избран почетным членом Международной академии астронавтики.
17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин закончил обучение в Военно - воздушной инженерной академии имени Жуковского и защитил дипломный проект в Звездном городке.
Государственная экзаменационная комиссия присвоила ему квалификацию инженера, а также рекомендовала его в адъюнктуру.
Вот что пишет профессор академии Сергей Михайлович Белоцерковский: «На защите Гагарина производились киносъемки, его доклад был записан на магнитную ленту. Долго мы считали их утерянными, но вот совсем недавно удалось все найти...
Получение высшего инженерного образования, весьма успешную защиту дипломной работы Ю.А. Гагарин пережил исключительно эмоционально, восторженно, с подъемом. Он проявлял удивительно непосредственную, по-детски открытую радость.
Ему всех хотелось обнять, поблагодарить каждого, кто ему помогал, со всеми поделиться радостью, всем сделать что-то хорошее»4.
Между радостью окончания академии и очередной работой на полигоне, участием в работе ГОГУ в Евпатории оставалось всего одиннадцать дней и надо еще успеть подготовиться.
А генерал Каманин, невзирая на диплом «Жуковки», спуску не дает. Он жесткий и требовательный наставник.
«Сергей Михайлович, я заместитель начальника Центра, мне надо полетать», — сказал Гагарин Белоцерковскому, прощаясь с ним вечером после блестящей защиты. Ему оставалось жить всего один месяц и десять дней...
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета на самолете вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Вот рассказ помощника главкома ВВС генерала Каманина:
«Гагарин вылетел в тренировочный полет на УТИ МиГ-15. Это учебно-тренировочный двухместный истребитель. Самолеты этого типа изготавливаются в Чехословакии.
Это вариант реактивного истребителя МиГ-15 со снятым вооружением и вторым местом для летчика-инструктора.
В зону, в районе Киржача, прилетели в 10 часов 19 минут. В 10 часов 27 минут Гагарин доложил, что задание выполнено, находится в зоне под Киржачем и просит разрешения на возвращение.
Он выполнял задание всего восемь минут. Время у него еще оставалось.
В 10 часов 29 минут передали разрешение. Он не ответил.
В 10 часов 32 минуты запросили повторно, почему не отвечает. Вызывали на связь Гагарина и Серегина. Связи не было.
Радиолокатор перед этим показал, что они шли на аэродром, снижались.

Гагарин

В это время там, в зоне, находились Леонов, Николаев и Быковский. Они рассказали, что слышали два взрыва или хлопка.
По тревоге вылетели вертолеты и один Ил-14. Разбили всю местность на квадраты и с высоты 50-100 метров вертолеты все просматривали.
Следы падения и яму в лесу увидел летчик с одного из вертолетов Ми-4 только в 13 часов. В трех километрах от деревни Новоселово. Очень трудно было разглядеть — густой лес.
Еще два вертолета подошли и летчики с большим трудом обнаружили место, на которое указал первый.
Я вылетел туда. Рядом с этим местом вертолет сесть не мог. Добирались с дороги по очень глубокому снегу.
Увидели яму глубиной метра четыре. По срезанным деревьям впечатление такое, что самолет врезался под углом градусов шестьдесят. Специалисты по радиусу разброса обломков и воронке оценили скорость встречи с землей километров в 700.
Ничего целого обнаружить не могли. Все разрушено до мелких частиц, перемешано с землей и снегом. Разбросано в полосе 200 на 100 метров. Самые прочные детали у двигателя. Они, вероятно, глубоко в земле.
Мы не объявляли и не докладывали, пока не могли обнаружить доказательств гибели летчиков. Может быть, они катапультировались. Была такая слабая надежда.
Часам к трем установили, что один погиб — это ясно. Нашли кусок кожи, чей-то скальп. Опознали по зубам челюсть Серегина.
ГагаринПотом на дереве нашли часть куртки с карманом. В нем талон на завтрак — «Гагарин Юрий Алексеевич». Тогда уже доложили Брежневу и Косыгину.
Все кусочки тел собрали и отправили в Москву на анализ крови. Нам быстро ответили, подтвердили — кровь Гагарина.
Очень глубокий снег. Из Москвы пришло указание — все, что можно, быстро собрать для кремации. Очень это трудная задача. Чтобы кремировать раздельно, по каждому кусочку надо делать анализ крови. Там сейчас работают десятки людей. Но фактически кремировать пока нечего.
Пока не стемнело, может быть, наберем. Очень сильный был удар. В момент прекращения связи самолет был в 30 километрах от аэродрома и шел курсом на юго-запад от аэродрома. Почему не катапультировались?»3
Министром обороны СССР была назначена комиссия по расследованию причин, которую возглавил Главком ВВС Вершинин, а комиссию по похоронам возглавил Суслов.
Кремация того, что осталось от летчиков, состоялась вечером 28 марта 1968 года.
Урны для прощания были выставлены в Краснознаменном зале ЦДСА. Задолго до 9 часов утра 29 марта, времени, объявленного для открытого доступа, от ЦДСА до Садового кольца уже выстроилась очередь.
За первый день через ЦДСА прошло более 40 000 человек, а доступ в ЦДСА прекратился поздним вечером.
С утра 30 марта снова выстроилась нескончаемая очередь — доступ был продолжен до 13:00 часов. В комнате, где обычно собираются члены похоронной комиссии и «элитные» представители почетного караула, начали поговаривать о продлении доступа еще часа на два. Однако распоряжавшийся всей церемонией полковник из Управления делами Совета Министров сказал, что Красная площадь уже заполнена народом и нарушать утвержденный председателем комиссии по похоронам Сусловым порядок нельзя...
Похоронная процессия двигалась от ЦДСА к Дому союзов буквально между двух сдерживаемых милицией и солдатами живых стен людского коридора. 
У Дома союзов урны с прахом переставили на орудийные лафеты, и процессия двинулась на Красную площадь. В 14 часов 30 минут прогремел артиллерийский салют. Урны Гагарина и Серегина заняли места в нишах Кремлевской стены вслед за Малиновским, Комаровым и Вороновым...

Гагарин

Уже после кремации при раскопках на месте катастрофы обнаружили чудом сохранившийся бумажник Юрия Алексеевича Гагарина, в котором находилось удостоверение личности, водительские права, 74 рубля и фотография Королева. Не любимой жены, не дочерей, не матери, а Королева!3
Решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР была создана правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы, а ее председателем был назначен Устинов. К работе комиссии были привлечены все необходимые для расследования службы ВВС, гражданской авиации и промышленности.
Первые две недели самой интенсивной работы сотен специалистов высшей квалификации, привлеченных к работе правительственной комиссии, не внесли никакой ясности в причины катастрофы. Пока все сходились на том, что самолет перед ударом шел на скорости, достаточной для горизонтального полета. Ни один из летчиков не пытался катапультироваться. По найденным часам Гагарина и Серегина катастрофа произошла в 10 часов 31 минуту, через одну минуту после спокойного доклада Гагарина...
ГагаринБыли ли оба летчика за секунды до удара в рабочем состоянии? Вот по этому поводу и возникали основные споры.
Практически все детали самолета и его оборудование были собраны. НИИЭРАТ докладывал, что в результате раскопок и просеивания земли все собранное соответствует 95% всей массы пустого самолета на момент аварии.
Не удалось отыскать всех осколков остекленения фонаря. Это давало повод для предположений о возможном разрушении фонаря до удара о землю. Но с чего бы?
Чтобы разрушить фонарь, нужен взрыв на самолете. Возможность диверсии отвергалась категорически. Тем не менее генерал Каманин и его сторонники утверждали, что летчики были по каким-то причинам без сознания...
Юрий Гагарин накануне гибели заседал в двух Госкомиссиях — утром по 7К-ОК и вечером по Л1. Голова у него была забита проблемами по руководству Центром подготовки космонавтов — он, как никак, был заместителем начальника.
27 апреля ему предстояло еще вместе с Каманиным отстаивать в очередной раз состав будущих экипажей для пилотируемых 7К-ОК и облета Луны. Он спешил...
Твердого задания, что именно он должен был делать в зоне полета, комиссия не нашла. Это было на совести Серегина и самого Гагарина. В самом деле, он столько времени добивался разрешения на этот полет. Наконец, он летит!
Ощущение полета после долгого перерыва внушает желание хоть немного «порезвиться». Время еще оставалось. Может быть, с обоюдного согласия летчики вышли из зоны наблюдения локатора и задержались с ответом на запрос земли.
Какой-то маневр они совершили и потеряли высоту.
Выскочив из облаков, не могли сразу сориентироваться, задержались с ответом земле. Серегин очень дисциплинированный летчик и к тому же командир полка. Но здесь он не успел перехватить инициативу. Все же психологически надо его понять: не каждому дано летать инструктором с «первым человеком Вселенной».

Гагарин

Может быть, он увидел и понял, что при маневре, который предпринял Гагарин, надо катапультироваться. По инструкции первым катапультируется второй, то есть сидящий сзади, Серегин. Но разве он мог покинуть самолет, если впереди Юрий Гагарин?
А Юрий Алексеевич?
Возможно, он еще надеялся выправить самолет. Ведь ему в жизни так везло! Он просто не успел даже подумать о катапультировании.
Теперь истины не раскрыть никаким комиссиям: нельзя допустить даже мысли о возможной вине Гагарина — так будет настроена самая высокая комиссия.
В правительственной комиссии, во всех ее подкомиссиях и среди самодеятельных групп специалистов споры вокруг различных версий катастрофы продолжались до конца года. Спорили не столько по существу, сколько по формулировкам.
ГагаринДело дошло до того, что группа космонавтов, защищая абсолютную невиновность Гагарина, направила письмо Устинову.
Николаев, Попович, Быковский, Титов и Беляев писали, что в сравнительно простом полетном задании Гагарин и Серегин не могли из-за боязни облаков сделать резкий отворот и сорваться в штопор. Они потеряли работоспособность из-за разгерметизации кабины. Причиной аварии, по мнению этой группы космонавтов, было воздействие на экипаж резкого изменения давления в кабине.
Против этой версии категорически выступила подкомиссия Мишука.
Только в декабре Устинов решился наконец подписать решение комиссии с окончательной формулировкой. Смысл решения сводился к тому, что достоверной причины так и не установлено. Наиболее вероятной причиной гибели Гагарина и Серегина был резкий отворот самолета с целью избежать столкновения с шаром-зондом, менее вероятной причиной был отворот самолета от верхней кромки облаков. В результате резкого отворота самолет вышел на критические углы полета, сложная метеорологическая обстановка затруднила управление самолетом и экипаж погиб.
Постановлением ЦК КПСС объявлялся строгий выговор Каманину, выговор маршалу Руденко и взыскания другим, ни в чем не виновным генералам...
Однозначного ответа, что случилось 27 марта 1968 года, нет до сих пор. Версии о причинах катастрофы уже после окончания работы правительственной комиссии разрабатывали ученые, опытные летчики и даже экстрасенсы.
В газете «Аргументы и факты» № 12 (753) опубликована короткая заметка «Гагарин рискнул в последний раз». Автор материала Анатолий Григорьевич Колосов, как следует из текста, в конце 1950-х годов был летчиком-инструктором, учившим летать в числе прочих и молодого Гагарина, в то время курсанта Чкаловского военного авиационного училища летчиков. «Аргументы и факты» со слов Колосова пишут, что в тот роковой день 27 марта 1968 года на аэродроме «Чкаловский» он встретился с Гагариным.
ГагаринПриводим отрывок из публикации, чтобы не отсылать читателя к поискам старой газеты:
«... Созданная для расследования происшествия большая комиссия подтвердила, что самолет и его оборудование были в порядке; до самого конца летчики сохраняли работоспособность; столкновения с другими самолетами, шаром-зондом, птицами не было.
А что же было?
Доложив о выполнении задания и получив разрешение на вход в коридор района полетов для возвращения, Гагарин и Серегин вошли под нижнюю кромку облаков и уклонились в сторону — это подтверждается местом падения самолета.
Таким образом, они ушли с экрана радиолокатора и перестали выходить на связь. Полетать на вертикалях хотелось, а в пилотажной зоне была облачность. Поэтому Гагарин и Серегин отлетели подальше, нашли, по их мнению, безопасное место и начали «кувыркаться».
Фигуры пилотажа — переворот, петля Нестерова, полупетля — выполняются, как правило, в комплексе. При этом самолет УТИ МиГ-15 теряет примерно 1200м высоты. Высота же облачности была в пределах 1100 — 1300м. Выполнять петлю Нестерова в таких условиях крайне рискованно. Но летчики рискнули и проиграли.
Когда самолет выскочил из облаков, угол с землей при этом почти наверняка составлял более 90 градусов, стало ясно: высота мала и обоим летчикам надо бороться за жизнь свою и самолета: катапультироваться было уже поздно.
Летчикам не хватило совсем немного высоты, чтобы вытянуть машину из пикирования и перевести в горизонтальный полет...
... Как это ни печально, причиной гибели Юрия Гагарина стали бесшабашность и неоправданный риск»7.
В феврале 1996 года, «Московские новости» (№ 4) опубликовали интервью с бывшим начальником службы безопасности полетов ВВС генерал-майором авиации Юрием Куликовым. ГагаринКуликов категорически не согласен с версией о возможности опасного сближения с другим самолетом и о попадании самолета Гагарина в его вихревой поток.
Эта версия бросает тень на наземные службы руководства полетами и контроля за тем, что происходит в воздушном пространстве. Естественно, что начальник службы безопасности полетов не допускает и мысли о беспорядках, возникавших в воздухе по вине наземных служб.
Корреспондент «Московских новостей» задает генералу Куликову прямой вопрос:
« — То есть погибшие сами во всем виноваты?
-Я так не считаю, — отвечает Куликов, — скорее, они стали жертвой существовавших тогда порядков. Всем было известно, что Юрий Гагарин загружен разного рода общественной работой, всяческими протокольными мероприятиями и т.п.
Однако никто из начальников не посмел поставить вопрос либо об отстранении его от полетов, либо об улучшении его летной выучки.
То же самое можно сказать и о Владимире Серегине, который, не секрет, имел мощное покровительство со стороны первого космонавта».
Некоторые исследователи утверждали, что Гагарина «убрали» по распоряжению верхушки ЦК и лично Брежнева, потому что космонавт стал слишком популярен.
А самые отчаянные любители «интриг и расследований» основной причиной гибели Гагарина называли… мстительных инопланетян, покой которых был бесцеремонно нарушен Юрием Алексеевичем во время полета в космос.
К этой версии примыкала другая, согласно которой инопланетяне Гагарина не убили, а похитили...
Еще одной «любительской версией» происшествия было утверждение, что пилотам достался старый негодный самолет, отказавший в процессе выполнения задания. Эта гипотеза также не подтвердилась – УТИ МиГ-15, на котором Гагарин совершил свой последний полет, ничем не отличался от других машин, находившихся в распоряжении учебного авиаполка.
Тем не менее, все обломки самолета, собранные на месте происшествия, до сих пор хранятся в подмосковном «ящике» НИИ №13 Министерства обороны. Есть мнение, что все эти надежно запечатанные и обработанные специальным составом кусочки стекла, металла и пластика лежат в ожидании новых технологий, которые позволят точно воссоздать события утра 27 марта 1968 года, ставшего последним для Гагарина...

Гагарин

Источники информации:
1. Энциклопедия «Космонавтика»
2. сайт Википедия
3. Черток Б. «Ракеты и люди»
4. Белоцерковский С. «Диплом Гагарина»
5. Гагарин Ю. «Дорога в космос»
6. Степанов В. «Юрий Гагарин» (серия ЖЗЛ)
7. Колосов А. «Гагарин рискнул в последний раз»




К чему нужно быть готовым, покупая квартиру в новостройке?

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:





НОВОСТИ С САЙТОВ НАШИХ ДРУЗЕЙ:

Гитлер: жизнь после инсценированной «смерти»

Гитлер: жизнь после «смерти»

Cенсационная версия того, что произошло в конце Второй мировой войны - о бегстве Адольфа Гитлера из Берлина в Перейти...

Леонардо да Винчи: шарлтан или гений?

Леонардо да Винчи: шарлтан или гений?

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, опередивший свое время Перейти...

Палеоконтакты с НЛО: доказательства

Палеоконтакты с НЛО: доказательства

Целый ряд рисунков и статуэток разного возраста и с разных материков сторонники палеоконтакта трактуют как Перейти...

Динозавры: хозяева юрского периода

Динозавры: хозяева юрского периода

Динозавры - (лат. Dinosauria) — вымершие животные, составляющие надотряд класса пресмыкающихся, обитавшие на Перейти...