Космическая техника

Космическая техникаПодниматься на несколько сотен метров над Землёй и летать люди начали более двух веков назад — с помощью воздушных шаров. Они плавали в воздухе наподобие лодок. Через несколько десятков лет изобрели самолёт, который использовал создаваемую крылом подъёмную силу.
Позднее сконструировали вертолёт. Его вращающийся в горизонтальной плоскости несущий винт выполнял роль крыла.
Постепенно высота и скорость полётов увеличивались, но всё равно для движения требовалось воздушное пространство, которого в космосе нет. Поэтому добраться до него таким способом нельзя...
Ученые долго искали способ и средства поднять аппарат выше атмосферы Земли и сообщить ему необходимую скорость.
Первым нашедшим теоретическое и техническое решение этой проблемы оказался российский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Более 100 лет назад он предложил применять для полётов в космос конструкции, оснащённые ракетными двигателями, не нуждающимися в воздухе и способными создавать тягу, намного превышающую их вес.
Отправляющийся в звёздный рейс космический корабль должен пройти сквозь толщу земной атмосферы и разорвать путы земного притяжения.
Как и с помощью чего это сделать?

Для этой цели и существуют ракеты-носители (РН). Именно они поднимают корабль в заатмосферную высь, сообщая ему космическую скорость, предохраняют полезную нагрузку от разрушительного потока воздуха. С их работы начинается любая космическая экспедиция.
А космическим кораблём является такой пилотируемый космический аппарат (благодаря высокой степени автоматизации он часто способен выполнять полет и без человека на борту), который может не просто следовать заданной траектории полета, корректируя неизбежные отклонения, но и менять её (в околоземном полёте — высоту и наклонение орбиты).
Соответственно, обязательными частями космического корабля являются двигательная установка, системы навигации и ориентации (нередко объединённые в систему управления), связи и телеметрии, жизнеобеспечения, а также кабина для экипажа, оснащённая всем необходимым оборудованием для управления полётом.
Космическая техникаИдея создать орбитальную космическую станцию — одна из немногих, что родилась не в головах фантастов, а у специалистов. Обыденное сознание не сразу свыклось с мыслью, что любой предмет, выведенный на околоземную или любую другую орбиту, будет находиться на ней сколь угодно долго, практически не затрачивая энергии (совсем незначительная часть по сравнению с расходуемой на запуск идёт на коррекцию орбиты).
Уже на докосмическом этапе стало понятно, что орбитальные станции (ОС) будут конструктивно существенно отличаться от космических кораблей (КК), предназначенных для взлёта и посадки на планеты. Такие станции представлялись некими перевалочными пунктами для них.
Использование ОС как наблюдательных пунктов и ретрансляторов рассматривалось немногими, хотя, предлагая в 1950-х гг. ретрансляторы на геостационарной орбите, член Британского межпланетного общества, известный писатель-фантаст Артур Кларк имел в виду именно пилотируемые объекты.
Однако настоящей причиной появления ОС явилось жесточайшее ограничение по массе и объёму космических кораблей, определявшееся грузоподъёмностью и размерами существующих ракет-носителей (РН).
Общепринятая практика состояла в том, что отработавшие элементы конструкции немедленно отбрасывались, чтобы сэкономить топливо ракетных двигателей. Это позволило создать нужные на первых порах лёгкие, но малоресурсные аппараты и системы, исключавшие возможность решить многие практические задачи, требовавшие достаточно продолжительного полёта.
Космическая техникаЕстественно, пришли к идее разделить космический корабль на «постоянную» (орбитальный блок, ОБ) и «переменную» (транспортный корабль, ТК) составляющие. Причём на ОБ размещались целевая аппаратура и жилые отсеки большего, чем на КК, объёма, что сыграло важную роль, позволив увеличить продолжительность пребывания человека в космосе.
ОС работает на околоземной (пока) орбите длительное время, поэтому к созданию и оценке ОС как технического устройства нельзя подходить без учёта её эксплуатационных качеств.
В связи с этим помимо общих для всей космической техники проблем необходимо решить две дополнительные: обеспечить надёжные сближение и стыковку ТК и ОС, а также найти для станции не только эффектов ное применение в космических исследованиях, но и достойное место в народнохозяйственном комплексе.
И если первую, чисто техническую успешно решили, то со второй, более сложной, включающей ещё и организационные, политические и экономические аспекты, не удаётся справиться до сих пор...
О космической технике в этом разделе нашего сайта...



Ракеты - носители Ракеты - носители
Пилотируемый корабль Пилотируемые корабли
Межпланетные станции Межпланетные станции
Искусственные спутники Искусственные спутники Земли
Космический зонд Космические зонды
Орбитальные станции Орбитальные станции
Корабли многоразового использования Корабли многоразового использования
Космический телескоп Космические телескопы
Планетоходы Планетоходы
Боевая космическая станция Боевые космические станции
Установки перемещения космонавтов Установки для перемещения космонавтов
Космический скафандр Скафандры

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:





НОВОСТИ С САЙТОВ НАШИХ ДРУЗЕЙ:

СССР: Гараж особого назначения

СССР: Гараж особого назначения

В 1921 году было организовано новое специальное предприятие – Гараж особого назначения (ГОН) Перейти...

Как делаются сумочки из рептилий

Как делаются сумочки из рептилий

Фоторепортаж. Вот так снимается кожа с рептилий для изготовления шикарных дорогостоящих сумочек для богатых модниц. Перейти...

Энциклопедия наград: Орден Белого Слона

Энциклопедия наград: Орден Белого Слона

В 1861 г. король Таиланда Рама IV учредил первый сиамский орден — Белого слона, который до сих пор сохранил свое Перейти...

Аномальное: Совращают инкубы и суккубы

Инкубы и суккубы

«Дьяволы в облике женщин [суккубы] отдаются мужчинам и получают их семя; с помощью искусного мастерства Перейти...